А, новые невиданные раньше темы пьянили, открывали новые горизонты и побуждали к развитию новых направлений в сфере кинематографии. Все чаще с экрана трагически доносилась вечная проблема выбора остаться верным своим идеалам и погибнуть, или пойти против своих моральных принципов и всю жизнь пожинать плоды неудачного выбора. Такая тяжелая дилемма красной нитью проходит через все творчество Ларисы Шепитько и становится центральной темой не только для героев картин, но и для судьбы их создателей. 

Творчество Ларисы Шепитько

Выдающийся советский режиссер Лариса Шепитько (1938–1979) училась во ВГИКе мастерской А.П. Довженко, и закончила курсы режиссеров у М.И.Ромма. 

Фабула фильма «Зной»

Уже для своей дипломной работы молодой режиссер выбрала острый социальный роман Чингиза Айтматова. Ее увлекли психологическое противостояние героя ушедшей эпохи, эдакого советского супермена Абакира и юноши только со школьной скамьи неловкого и обделенного силой Кемаля. Если Абакир у Айтматова, это просто просто воплощение грубой силы и напористости, то молодого режиссера Ларису Шепитько больше интересовали социальные и психологические причины, что привели Абакира к эгоцентризму и подавлению чужой личности.

Сюжет картины относит зрителя к периоду освоения целины, и по сюжету Кемаль отправляется покорять целину по комсомольской путевке. Юноша свято верит в то, что его трудолюбие будет вознаграждено, и его усилия оценят окружающие. Но, его наивная вера вскоре разбивается вдребезги. Кемаль оказался в бригаде властного и грубого Абакира: к нему он испытывает двоякие чувства. С одной стороны его восхищает непререкаемый авторитет и творческий подход к организации дела. Но он не может принять его нетерпимость к иной точке зрения, кроме собственной и потребительское отношение к беззаветно влюбленной в него Калипе. Вскрывая глубинные причины появления такого чудовища, режиссер приходит к выводу, что Абакир стал таким потому, что хотел славы и признания и считал, что добиться этого можно только через абсолютную власть над другими людьми. После очередной ссоры с бригадиром, Кемаль забирает свои вещи и уходит с работы, Но чувство моральной ответственности вскоре возвращает его обратно -- так проявилось превосходство Камаля, что одержал моральную победу над ничтожностью и показным величием Абакира.

В фильме «Крылья» рассказывается о летчице плеяды сталинских соколов Надежды Петрухиной. Давно закончилась война, но жесткая и прямолинейная женщина никак не может приспособиться к новой мирной жизни. Она испытывает глубокий разлад с действительностью и никак не может найти общий язык со своей дочерью и другими людьми. она считает, что фронте было проще -- там она знала, где скрывается враг, а кому можно довериться. А в мирной жизни ей настолько сложно реализовать свои стремления, что у нее снова вспыхивает неудержимое желание летать. Заключительная сцена фильма переносит Надежду в самолет, что стоит в ангаре. А дальше зрителю придется самому разгадать, что случилось в открытом финале -- то ли она взлетит в небо, то ли расстанется с этой землей навсегда.

Сценарий фильма «Ты и я» переносит зрителя к началу жизни двух талантливых ученых медиков. Они оба работают над исследованиями, реализация которых сможет спасти тысячи человеческих жизней. Но, подойдя вплотную к открытию, один из друзей бросает научную работу и страну, поддавшись соблазну работы за границей в Швеции врачом в российском посольстве. Там он женится и получает все, то о чем еще только можно мечтать советскому человеку. Но оказывается материальное благополучие это не самое важное в жизни. Человека, изменившего своей совести рано или поздно настигнет возмездие за совершенные неблаговидные проступки.

Спустя много лет личная и творческая неудовлетворенность возвращает его от сытой и преуспевающей жизни за границей на Родину. Но там его давно никто не ждет, а научное сообщество не помнит его заслуг и закрывает перед ним все двери. Бывший лучший друг не хочет иметь с ним ничего общего, а родных у него не осталось. Но пройдя долгий путь, блудный сын снова обретает уверенность в себе на Родине, хотя и не возвращается к научной работе. Даже не реализовав свой творческий потенциал, главный герой фильма все-таки вернул целостность своей душе, которую потерял много лет назад, оставив научные исследования и изменив Родине.

Фильм на военную тематику «Восхождение» создан по повести Василия Быкова «Сотников». В нем рассказывается о двух партизанах, которым предстоит доставить в отряд продовольствие. Если этого не сделать, их товарищи просто не переживут суровой зимы в лесу в условиях вражеского окружения. И вот дюжий Рыбак и тщедушный Сотников отправляются вместе выполнить миссию и доставить продукты товарищам в тыл врага.

Но уже в первом поселке, они попадают в руки врага, и немцы предлагают им тяжелый выбор -- погибнуть или перейти на службу врага. Сильный, но морально неустойчивый Рыбак согласился служить немцам, а твердый Сотников без минуты колебаний не изменил присяге и выбрал мучительную смерть. Так проявляется жестокая истина -- в любом выборе есть доля свободы, но каждый из героев применяет ее, исходя из твердости своих моральных качеств. 

Последним фильмом Ларисы Шепитько стало «Прощание» по роману Валентина Распутина. Она погибла во время съемок того фильма в автомобильной катастрофе, а снимать его закончил ее муж режиссер Элем Климов. Фильм проводит неуловимую грань духовности и беззакония, высоких моральных ценностей и отсутствия твердых принципов к высокой точки противостояния. Этим фильмом режиссер завершила цикл духовных исканий и ушла вместе эпохой, потому, что недолгая хрущевская оттепель сменилась долгим периодом бездуховности и застоя. 

Фильм Василия Шукшина «Калина красная»

«Калине красной» было суждено стать последним фильмом, что снял по собственному сценарию самобытный режиссер Василий Шукшин. Как и у Ларисы Шепитько, его жизнь оборвалась на влете -- он умер на съемках в возрасте сорока пяти лет, не доиграв роль, только закончив писать очередную пьесу, рядом со стопкой чистых листов для новых произведений. И вместе с огромным успехом картины, до зрителя дошла страшная весть о смерти режиссера в зените таланта, на гребне славы 2 октября 1974 года.

И, если в предыдущих произведениях автор допускал некою иронию и легкомысленность, то фильм «Калина красная», несмотря на трагическую развязку, проникнут глубоким чувством покоя. Целостность авторского повествования, где актер играет в фильме по собственному сценарию, и сам выступает в роли режиссера усиливают драматические моменты всех предыдущих работ мастера. В нем глубоко проявляется безграничная свобода и смелость высказывания, алтайская самобытность и философская трактовка любой жизненной ситуации.

Фильм рассказывает о непростых взаимоотношениях простой крестьянки Любы Байкаловой и недавнего заключенного Егора Прокудина, что покинув колонию, стремится наладить свою жизнь на такой желанной ему воле. однако, желаемого добиться не так-то просто. Егору не удается наладить взаимоотношения с людьми и вписаться в социальную среду -- суровые тюремные законы глубоко врезаются в его подсознание и ему сложно интегрироваться в простые общественные и человеческие отношения. Поэтому герой ведет долгие разговоры с окружающими, пытаясь достичь взаимопонимания и самоутвердится, но постоянно наталкивается на неприятие со стороны людей.

Уже с первых кадров, с показом, как тюремный хор профессионально и с душой исполняет старинную песню «Вечерний звон», и наголо обритый Василий Шукшин старательно и с надрывом выводит свою партию полностью захватывает зрителя. С первой сцены зрители сразу принимают актера, как своего парня и проникаются к нему искренним доверием. Целостность восприятия фильма прежде всего проявляется в образе Егора Прокудина -- он грубоват, испорчен уголовным прошлым, обладает многими пороками и полным ходом двигается к трагической развязке в своей жизни. Но, за наигранной простотой угадывается властная натура, полностью раскованного и уверенного в себе человека. Ему не удалось реализоваться в жизни, поэтому он играет роль, которую сам придумал для себя и старается соответствовать вымышленному образу.

Можно по разному относиться к этому фильму, но назвать его поверхностным и легкомысленным невозможно. Многоплановость и острота сюжетных линий подводит главного героя к состоянию обреченности и невозможности для бывшего заключенного интегрироваться в мир свободных людей. А, полное неприятие героя Василия Шукшина в существующей социальной среде, так и толкает его вернуться на скользкий путь и снова увидеть небо в тюрьме через стальную решетку.

Душевная пустота заставляет Егора пытаться сбросить тяжкий груз прошлого и искать праздничных моментов в своей жизни, чтобы хоть на короткое время почувствовать себя значимой личностью. Но, вся его предшествующая жизнь отражается в герое нравственными пороками -- эгоизмом и жестокостью Егора, что проявляется у него чувством вины перед брошенной матерью. Но, минуту спустя горькое раскаяние проявляется в нервном надрыве и горьких слезах главного героя, который много лет назад оставил мать, пусть не по своей воле. А, вернувшись, решил просто от нее откупиться, не смея даже показаться ей на глаза.

И такое состояние скорее беда Егора Прокудина, чем его вина -- много лет назад наверное он и на преступление пошел, желая утвердится, и возвыситься над людьми, за что прошел через горнило страдания и период жесточайшего раскаяния. Образ Егора во многом сходен с бунтарским образом Степана Разина -- чем больше его унижали и гнали, тем больше он утверждался в своем образе народного мстителя и защитника простых людей. Было время, Василий Шукшин мечтал воплотить образ народного героя, и много из его образа передал своему герою Егору Прокудину. 

Многие критики видят в герое Василия Шукшина обличителя социальных пороков несовершенного советского общества. Другие признают его жертвой системы, что калечит человека, но неоднородность мнений по поводу фильма вполне прогнозируемая -- в жизни не бывает однозначных решений и простых путей. А любое великое произведение искусства не стало бы таким, если бы не вызывало массу противоречивых суждений взаимоисключающих толкований. 

И дело тут в сложной плановой структуре фильма, которая и вызывает разногласия. Поверхностная фабула романа повествует о простом крестьянском парне, который в погоне за красивой жизнью стал вором. Тюрьма искалечила его и разбила его благие душевные порывы, но не смогла подавить его стремление к самореализации, трезвую самооценку и подсознательное стремление к добру. Эти благие порывы выражаются в его глубоком чувстве к Любе, стремлении хоть немного поддержать мать в долгой разлуке. Но все его действия наталкиваются на глухую стену неприятия в среде окружающих Егора людей и их страхом перед бывшим уголовником.

Более сложная сюжетная линия, заключается в полном отторжении человека, что оступился обществом и отдельными людьми. Клеймо преступника сразу закрывает перед ним все двери -- он не может устроиться на работу, потому, что у него нет прописки, а прописку он не получит потому, что не работает. Этот замкнутый круг приводит к тому, что все возвращается на круги своя, а бывший уголовник может и не рассчитывать вернуться к прежней жизни. В этом плане Егору очень повезло с Любой, которая поверила ему и обеспечила пристанище на первое время. Но кроме Любы никто не больше не принимает его всерьез -- все относятся к нему с долей опаски и подозрения, что озлобляет Егора и заставляет совершать непродуманные поступки.

Трагизм сложной судьбы Егора Прокудина после освобождения из тюрьмы, заставляет зрителей проливать слезы над его судьбой, но его образ списан с тысяч загубленных судеб, с которыми сама социальная система обошлась с невиданной жестокостью. Эти люди раскаялись в своем падении, но жестокая советская система не оставила им выбора и самой возможности исправится, что привело к повторным нарушениям закона и возвращению в тюрьму. И эта система осталась доныне в неизменном виде, калеча судьбы других людей,что повторяют судьбу героя Василия Шукшина.

Этим фильмом все дальше уходит Василий Шукшин от своих первых легковесных фильмов типа «Живет такой парень», или веселой комедии «Печки-лавочки». Итогом творческого наследия режиссера стала пронзительная сцена единения Егора с природой -- все помнят, как он радуется встречи с березами. Не найдя понимания у людей, он выплескивает свою нерастраченную нежность перед деревьями, притаившимися среди полей. Для Егора они становятся символом чистоты дел и помыслов, которые он давно утратил и единение с ними дает ему надежду, что может в его жизни еще не все потеряно. 

Символичен и образ белой церкви без стекол и купола. Она также поругана, как некогда чистая душа Егора, но церковь стоит, ее стены не разрушены, значит на этом месте все еще обитает Бог. Только он способен просветить любые потемки души и исправить ошибки, совершенные в молодости. Дитя эпохи борения с Богом, среди тьмы советского безбожия, хочется думать, что он успел покаяться, и в последней момент спасти свою черную, но такую ранимую душу.

Настоящим Егор становится не перед народом, что собран для разврата в роскошном халате с чужого плеча, но в образе затравленного волка. Истинный Егор Прокудин в светлой трагедии очищения грешной души, с чувством осознания своей вины, глубины раскаяния и нежной любви к нему Любы, которая только обрела настоящее счастье, как сразу же его потеряла. Наравне с Егором, простая и чистая женщина становится его совестью -- только она оправдывает его неблаговидные поступки и готовится идти за ним куда угодно. Они составляют идеальную пару и в жизни и на экране, но злая судьба разрушает идиллию -- сначала гибнет на экране Егор, затем умирает тот, кто создал этот пронзительный образ.

И вот уже черная Волга с будущими убийцами Егора выезжает прямо на вспаханное поле, и из нее выходят отморозки, что хотят поквитаться с ним только за то, что он хочет жить честно. Вот уже рыдает над убитым Егором влюбленная Люба. Но светлая печаль после просмотра фильма не оставляет зрителя равнодушным и по сей день, что становится лучшей оценкой работы великого Василия Шукшина. И когда пересматриваешь фильм всегда находишь что-то новое, что не заметил раньше. Потому, что настоящее искусство всегда оставляет в память неизгладимый след, и к нему хочется прикасаться снова и снова. Фильм "Калина красная" уже давно живет собственной жизнью, а народ давно уже разобрал его на цитаты. И Егор Прокудин, когда появляется на экране вновь заставляет зрителя, не отрываясь, сопереживать неидеальному, но такому близкому по духу герою.