Туризм существенно влияет на следующие сферы экономической деятельности: строительство, производство товаров массового потребления, связь, транспорт, сельское хозяйство и многие другие, поскольку служит определенным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития страны. Вместе с тем, существует ряд фактов, которые способны повлиять на развитие туризма: исторические, социально-экономические, политико-правовые, демографические, религиозные, природно-географические.
Смысл туризма как непосредственного источника обеспечения занятости населения, увеличения международных контактов, возможных валютных поступлений, все время возрастает.
Как сообщает Всемирная туристская организация (ВТО), уже в 2000 году количество прибывших туристов насчитывало 698 миллионов человек, тогда как сумма финансовых поступлений от туризма насчитывала 478 миллиардов долларов США. Прогнозы специалистов ВТО показывают, что количество поездок во всем мире в ближайшие годы вполне может превысить 1 миллиард туристских прибытий, из них 546 миллионов придется на Восточную и Центральную Европу, включительно с странами Балтии, СНГ, в которых туризм станет развиваться передовыми темпами, в отличии от всего Европейского региона.
Можно с уверенность заявить, что туризм – это один из немногих видов отечественного бизнеса, которому удалось успешно и динамично развиваться. Можно проследить особенную заинтересованность предпринимателей к сфере туризма по ряду факторов. Первый фактор сводится к тому, что для старта туристского бизнеса не потребуется больших инвестиций. Второй фактор – туристский рынок позволяет равносильно успешно взаимодействовать средним, крупным и малым фирмам (которые имеют не многочисленный штат персонала). Тогда как туристский бизнес обеспечивает быстрые обороты капитала, и к тому же, в особенности в сфере международного туризма, можно извлечь дополнительную выгоду благодаря валютным операциям.
Чтобы добиться положительного баланса между въездным туризмом (количество ввозимых в страну денег) и выездным туризмом (денежная сумма, что вывозиться из страны) нужно различными способами развивать и вкладывать в данную сферу для того, чтобы деньги были потрачены внутри страны, никак не за ее границами. Отлично составленный политический план развития национального туризма может в результате принести существенную выгоду для всей страны. В том случае, когда к вопросу развития туризма относятся не серьезно, не профессионально, это может привести к тому, что страна начнет вкладывать в туризм гораздо больше ресурсов и денег, чем в итоге получит. Чтобы получить прибыль в туристском бизнесе, необходима определенная организация формирования и реализации тур продукта, что основана на ключевых потребностях потребителя тур услуг, а также на отличных глубоких знаниях в области международных правовых правил и норм, практики туристского маркетинга и менеджмента, и конечно ориентации в общей конъюнктуре туристского рынка.
Можно заметить в российском туризме определенное несоответствие пакета предоставляемых услуг, что предлагаются для потребителя и уровня обслуживания, общим международным стандартам и требованиям. Данному факту так же способствует немногочисленность гостиничных предприятий, а также специализированных мест размещения, количество которых имеет тенденцию к сокращению. Так, по состоянию на 1999 год общее число гостиниц составляло 3386, из них только 2750, а это 81,2%, функционировали они без необходимого соответствующего сертификата качества. К тому же можно наблюдать очень некачественную и слабую профессиональную подготовку сотрудников индустрии туризма. В результате это и является главной причиной утечки капитала из России. Так же о данной тенденции говорят экономические показатели уровня развития российского туризма, они очень далеки от идеальных. Если верить данным Банка России, то по состоянию на 1999 год дефицит платежного баланса в статье поездки - «туристские услуги» насчитывал примерно 3,2 миллиарда долларов США, при том, что часть экспорта тур услуг среди общего объема экспорта услуг и товаров всего лишь 4,4%, а часть импорта тур услуг в обособленном общем показателе объема импорта услуг и товаров равен 13%. Количество прибивших туристов на территорию России составил 18,8 миллионов туристов, в их числе туристы из стран далекого зарубежья - 7,1 миллион человек, прибившие в туристических целях - 1,9 миллионов человек или 26,8%. Прибившие в России. из стран СНГ - порядка 11,7 миллион граждан, в том числе в туристических целях приезжали - 1,14 миллион туристов или 9,7%.

1. Суть и особенности экологического туризма
Понятие экология (от греческого «oikos» - родина, дом) – можно охарактеризовать как науку, что изучает взаимоотношения между живыми организмами, условиями среды обитания, а также всех важных функций и процессов, благодаря которым данная среда становиться подходящей для жизни.
Хозяйское, бережное отношение к окружающей среде и природе – это один из заманчивых элементов путешествий и туризма. Туристские курорты, кемпинги, гостиницы, что находятся прямо посреди чистой нетронутой природы, в которых должное внимание предназначено экологической чистоте, сохранению культурного наследия и сохранению природного ландшафта, за последние годы набирают популярность среди многих туристов и продолжают привлекать в свои ряды новых, подготовленных и экологически сознательных туристов.
Как утверждает Монреальская декларация по туризму от 1996 года: «Защита окружающей среды обязана выдержать давление со стороны лиц либо организаций, которые заботятся исключительно вопросом личного обогащения или коммерческим успехом. Как утверждает Питера Шэклфорда - региональный представитель организации Всемирной торговли (ВТО) в Европе, в сфере туризма термин «экотуризм» применяется уже больше десяти лет, и все же, на протяжении этого времени в него вкладывали совершенно разный смысл. Сначала считалось, что экотуризм - это те путешествия, что происходят в места, совершенно нетронутые человеческой цивилизацией, в уникальные экологически чистые уголки земли, которые все еще существуют с целью поддержания природного экологического баланса. Затем, бытовало мнение, что термин «экотуризм» - это своеобразный ярлык, которые предлагается для лучшей продажи тур продукта. Однако в обеих случаях экотуризм оценивают с точки зрения важного, обязательного и неотъемлемого элемента в процессе стойкого развития туристической индустрии. Так же считается, что туризм способен изменить различное влияние на природу и окружающую среду. С одной стороны, туристическая индустрия своего рода эксплуатирует исторические, культурные, природные ресурсы страны, потребует собственности на землю, загрязнет почву, воду, воздух, производит отходы, а также имеет существенное антропогенное влияние на природу и среду. А еще транспортные средства существенно влияют на загрязнение природы – по средством использования невосполнимых топливных ресурсов и т.д.
За последние десять лет охрана окружающей среды смогла выйти на качественно новый уровень работы, теперь используются меры финансового контроля, а также, безусловно, рыночные факторы и обязательные соответствующие законодательные меры для контроля природной ситуации.
Еще Европейским союзом было разработано и принято Положение ЕС 1893/93 «Про добровольное участие компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». Согласно данной разработанной методики экологического менеджмента каждая гостиница либо туристская фирма способна самостоятельно проводить либо же периодически заказывать объективные экоревизии, их главный смысл – улучшить, нормализовать управления экологическими нормами в туристской деятельности.
Таким образом, к примеру, управление экологического менеджмента Финляндии планово предполагает во время проведении экоревизий и аудита туристских объектов рассмотрение и оценку следующих проблем:
- Уникальные особенности туристских предприятий в процессе предоставления ими особенных и специфических тур услуг.
- Изучение менеджмента управления отходами для гарантий соответствия Закону Финляндии об отходах.
- Требования экологически осознанных туристов предоставлять соответствующие экологические условия проведения путешествий в стране.
Экоаудит и экоревизии оценки воздействия на природу и окружающую среду проходят в соответствии с оценкой следующих критериев и направлений:
1. Вода: количество потребления воды, способы водоснабжения (во время уборки, на кухне, во время оказания туристских услуг, в номерах, в саунах и т.д.).
2. Визуальные воздействия: ландшафт, маркетинг, туристские услуги, территория, здания, отходы, окружающая местность и т.д.
3. Земля и подземные воды: защита и охрана подземных вод (во время утилизации отходов, оказания туристских услуг и т.д.).
4. Воздух: охрана от вредоносных выхлопов (транспорт, который используют для своего передвижения туристы и тур персонал, добывание, переработка, производство и потребление тепло-, электроенергии, процесс приготовления еды и т.д.).
5. Шум: уровень и состав шума (во время оказания туристских услуг, на местах курортов).
Благодаря экоревизиям можно получить данные, как же на самом деле в условиях реального времени туристские объекты решают экологические проблемы и вопросы, каков уровень заинтересованности в их дальнейшем решении руководства, каков уровень экологической подготовки сотрудников туристической индустрии, насколько популяризируется и распространяется информация среди туристов про экологический отдых, каким образом туристские объекты принимают во внимание интересы всех своих клиентов - туристов.
Как показывают исследования, после появления инновационных экологических способов работы (к примеру, подогрев воды с помощью солнечный лучей), а также не значительных инвестиций в ресторанный и гостиничный бизнес удастся уменьшить потребление электроэнергии примерно на 10 - 25%, тогда как потребление воды можно сократить аж на 30%.
Согласно методике и правил экологического менеджмента предприятия во время предоставления туристских услуг следует учитывать экологические вопросы не зависимо от сферы своей деятельности – будь то планирование и закупка инвентаря и продовольствия, заканчивая решением обыденных практических вопросов.
Введение экологических методов в процесс управления туристскими предприятиями, объектами, экологического менеджмента - совершенно новое дело для индустрии туризма в целом. Основываясь на приемлемом и последовательном международном уровне решения экологических вопросов, используется система экологического менеджмента. Ее фундамент – это философия системного перечня качеств либо регистрационных, контрольных и оперативных процедур, что в своем комплексе формируют ИСО 9000 - Международную организацию стандартизации.
Таким образом, система экологического менеджмента в Европе может и должна быть официально сертифицированной, соответственно с принятыми требованиями стандарта - BS 7750 сформированного Британской организацией стандартизации, и подготовленной еще в 1992 году.
Главная цель стандарта BS 7750 – простимулировать добровольную экологическую деятельность предприятий, в сфере разработки услуг, продукций, инструментов, методик, усовершенствования экологического качества продукции, а также эффективности использования ресурсов в процессе производства, применение последних экологических технологий с целью уменьшения негативных последствий влияния на экологию.
В структуре деятельности Международной гостиничной ассоциации экологические вопросы стоят далеко не на последнем месте. В рамках МГА был сформирован фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), его главная функция – сбор, дальнейшее распространение информации, касательно экологических вопросов, которые на прямую связанны с деятельностью гостиничного хозяйства. Данный фонд периодически готовит компакт диски и учебные пособия, направленные для подготовки, обучения и просвещения индустрии туризма в сфере экологической безопасности, постоянно организуют семинары по вопросам экологии, и конечно же ежегодно проводят конкурсы, нацеленные на создание самого эффективного и лучшего метода, разработанного и опробированного гостинично-ресторанным сектором, направленного на улучшения экологической ситуации. Порядка одиннадцати крупных международных гостиничных сетей, уже входят в фонд, таким образом было сэкономлено существенные средства после проведенных мероприятий по экологической безопасности. К примеру, «Интерконтиненталь» в течении последних десяти лет смог сберечь до 10 миллионов фунтов стерлингов; сеть отелей «Скандик отель» уже установили в номерах экологическую мебель и специальные аксессуары, изготовленные исключительно из биологических материалов, что в дальнейшем смогут быть переработанными, использованными вновь. Все гостиницы, которые четко соблюдают экологические принципы и требования, установленные природоохранным стандартом JSO 14001, получают соответствующие знаки и награды.
Таким образом, Министерство охраны среды Финляндии, а также Гостинично-ресторанный совет подготовили специальное пособие «Экологически дружественное гостинично- ресторанное хозяйство», в котором утверждается, что абсолютно любой туристский объект в условиях разумного управления способен сокращать вредное влияние на природу и окружающую среду.
Общепринятая система экологического менеджмента в туризме предприятия в себя включает такие элементы:
- Политику закупки инвентаря, продовольствия, а также сотрудничества в вопросах защиты окружающей среды.
- Создание экологически чистого туристского продукта.
- Экологическая политика предприятия, а также функции по защите природы.
- Соблюдение деловой концепции экологического управления.
В 1992 году Гостинично-ресторанный союз в Швеции создал ряд рекомендаций, направленных для развития туристской индустрии, называется он «Экологическая температура 92».
В России был принят Закон РФ «Про основы туристской деятельности», тогда как государственные стандарты в России в сфере туристско-экскурсионного обслуживания и услуг населения почти не касаются экологических вопросов, а также аспектов сокращения негативного влияния тур предприятий на природу и окружающую среду.
ГОСТы Р 50646-94 «Услуги населению» , а также Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», ряд Правил порядка предоставления гостиничных услуг в РФ, что были приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года. № 490, так само практически не поднимают и не озвучивают животрепещущие вопросы экологии, а также негативное воздействие туристских объектов на окружающую природную среду обитания. Тогда как в ГОСТе Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» утверждается, что
«предоставление туристских услуг (а именно въездной и внутренний туризм) обязаны реализовываться соответственно с законодательством, что регулирует охрану окружающей среды», тогда как «туристские маршруты обязаны проходить в тех районах, в которых гарантированы соответствующие благоприятные санитарно-эпидемиологические и экологические нормы и условия».
А в ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» утверждается, что влияние окружающей среды на состояние туристов (влажность, перепады барометрического давления, температура, подвижность воздуха) – так само являются негативными факторам воздействия (своеобразными факторами риска) в области туризма, предупреждение подобных вредных влияний должно гарантироваться в числе прочих, а также путем «оснащения помещений, транспортных средств передвижений различным оборудованием с системами кондиционирования, отопления, дезодорации воздуха, или автоматической сигнализации и контроля». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» так само существует требование, которое звучит так: «гостиница обязана находиться в благоприятных экологических условиях».
Все путешествия, которые происходят в пределах экологического туризма, очень разнообразны – начиная небольшими общеобразовательными познавательными школьными турами, вплоть до регулярных туристических программ, которые могут проводиться в национальных парках. По результатам исследований становится ясно, что главным мотивом приятия участия в экологических турах – это желание объединиться с чистой первозданной природой. Для некоторых стран экологический туризм – это поездки, путешествия, и главное условия которого - участие в природоохранительных акциях.
В любом случае, экологические туры всегда обладают существенным экологическим значением. По данным, что опубликовала ВТО, экотруизм собирает практически 7 - 10% от ежегодного дохода со всей сферы туризма. Социальная функция такого типа туризма полагает, в первую очередь, в восстановительном, рекреационном и воспитательном механизмах. Таким образом, к примеру, в программу экотуров может входить вместе с посещением различных экологически чистых природных районов, различные экскурсии на места экологических катастроф. После наблюдения за последствиями деятельности современной цивилизации, человек станет более бережно относиться к природным ресурсам, более рационально начнет использовать окружающую среду.
Специалисты ВТО смогли установить определенные условия для успешного существования рынка экологического туризма:
- Отличная и удобная организация путешествий
- Разумная ценовая политика
- Наличие интересных и привлекательных объектов туризма для всех современных туристов (не только для самых узкоспециализированных экотуристов)
- Обеспечение удобной транспортной доступности на объекты экологического интереса.

2. Специфика социального туризма
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» дает такое определение социального туризма – это «путешествия, которые субсидируются из средств, что предоставляет государство для социальных нужд», при том, что определенным категориям российских туристов в порядке, что установлен Правительством Российской Федерации, в регулярном порядке предоставляет определенные льготы социального значения.
Тогда как страны Европейского союза понимают социальный туризм иначе, он ассоциируется у них с туристами, которые имеют низкие доходы и которые не могут себе позволить получать более высококачественные туристские услуги. Данная категория населения потребует некоторых льгот социального значения. К подобной категории причисляют, во-первых, многодетные семьи, воспитанников школ-интернатов, детских домов, детей-сирот, пенсионеров, студентов, малоимущих граждан и инвалидов. Как анализировали отечественные эксперты, в Российской Федерации за приблизительными подсчетами существует порядка 35 миллионов инвалидов и пенсионеров. Главные источники доходов для оказания помощи самым уязвимым слоям населения – это местный и федеральный бюджеты. Как сообщают определенные экспертные данные, по состоянию на 1996 год в Российской Федерации социальную помощь для проведения лечения и отдыха получили порядка 160 тысяч инвалидов и пенсионеров.
Еще во времена Советского Союза вопросы организации социального туризма вел Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ), на ряду с Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. В 1989 году объем обслуживания ЦСТЭ насчитывал 42 миллиона туристов, а также 226,1 миллиона экскурсантов, тогда как объемы оказанных услуг в тот же временной период достигал отметки 3 миллиардов рублей, в то время как численность работающих в данной политической системе было 170 тысяч человек.
Тогда как объемы обслуживания туристов организацией БММТ «Спутник» в 1989 году насчитывал 6,2 миллионов человек, при общем объеме предоставленных услуг - 365 миллионов рублей (по ценам того же 1989 года) при численности работающих в стране приблизительно 7 тысяч человек.
Разного рода льготы и скидки на предоставляемые тур путевки в некотором случае превышали уровень 50-70% от их стоимости, их дотировал профсоюз, а также другие общественные организации и фирмы.
Во времена рыночных отношениях выше указанные системы социального туризма перестали существовать, отдельные их элементы переформировались в различные коммерческие организации, которые занимались, по большей части, международным туризмом. Про свою активную приверженность к социальному туризму сообщила разве что Российская ассоциация социального туризма (PACT), которая является членом Международного бюро социального туризма (БИТС), что был сформирован в Брюсселе 7 июня 1963 года.
БИТС – один из присоединившихся членов ВТО (Всемирной туристской организации). В рамках БИТС и ВТО постоянно проводятся конференции, семинары, которые посвящаются, в частности, проблемам социального туризма. Организация ВТО официально объявили задачи и цели социального туризма в документе - Манильская декларация по мировому туризму (принятая в 1980 году): «Социальный туризм – это та цель, к которой должно стремиться общество в интересах менее обеспеченного населения во время реализации ими законного права на отдых».
Тогда как Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», что была принята 12 сентября 1996 года Генеральной ассамблеей БИТС, - полностью посвящается вопросам и проблемам социального туризма, что был назван в документе, как «дизайнер общества, двигать экономического развития».
Гарантирование доступности туристского отдыха всем категориям населения, включительно с пожилыми лицами, многодетными семьями, а также молодежью, потребует формирования и реализации определенных мер, к их числу относятся: четкое определение социальной политики государства в сфере туризма, создание соответствующей социальной инфраструктуры, принятие внутренних нормативных и законодательных актов, подготовку высококачественных сотрудников индустрии туризма вместе с информационной работой, организацией, обеспечение механизмов и систем поддержки малообеспеченных категорий населения. На данный момент около сотни миллионов людей отправляются в путешествия по программе социального туризма. Статья 13 Монреальской декларации БИТС определяет формальные категории туристских фирм, которые способны вести вопрос социального туризма: «Движением социального туризма может заниматься абсолютно любая туристская организация (в том числе фонд, кооператив, ассоциация, общество взаимопомощи, бесприбыльная организация, федерация и т. п.), что в своем регламенте либо уставе очень прямо и четко формулирует вопросы социального характера, а также цель гарантирование доступности туризма и путешествий для максимально возможного количества людей, при этом не ограничивается одной целью – максимизации прибыли». Ко всему вышеизложенному, принадлежность к организациям в области социального туризма обязана подтверждаться определенными условиями, главные из которых можно сформулировать так:
- Организация управления кадрами должна отвечать всем нормам и требованиям социального законодательства, должно быть нацелено на гарантию удовлетворительности работы, а также постоянное повышение квалификации трудовых кадров.
- Доход частично или полностью реинвестируется во благо усовершенствования качества тур услуг, которые предлагаются для общественности.
- Стоимость туристского продукта, а также вид деятельности социального туризма должны указываться в определенных документах. Стоимости обязаны соответствовать ранее заявленным социальным целям организации.
- Очень четко формулируются устремления обеспечить равноправное гармоничное объединение социального туризма с местной средой.
- Неотъемлемый элемент туристского продукта, который предлагается – добавленная стоимость не экономического значения.
- Конкретно определяется целевая аудитория, при этом очень важно не дискридитировать общество по культурным, политическим, социальным, расовым, религиозным признакам.
- Предложенные виды деятельности должны быть нацелены на общее решение культурных, просветительских и социальных проблем, и способствовать развитию и уважению человека.
Вопреки определенным достигнутым успехам, социальный туризм может усилить свои позиции разве что при формировании долгосрочной обдуманной социальной политики в сфере туризма одновременно на региональном, общегосударственном и международном уровнях.
Так как организациями социального туризма не рассматривается вопрос извлечение прибыли, как самую главную цель, в контексте того, что общая тенденция развития международного туризма идет в сторону предоставления исключительно высококачественных, уникальных тур услуг, можно утверждать, что учреждения социального туризма в последние годы столкнулись в определенными сложностями, что включают в себя разного рода обстоятельства:
- отсутствие соответствующей нормативно-правовой и законодательной баз;
- постоянно возрастающие стандарты качества обслуживания в сфере социального туризма;
- психологические и информационные проблемы, что иногда возникают у отдыхающих в процессе социального туризма;
- формы оказания материального содействия, помощи аудитории социального туризма;
- вопросы формирования новой либо адаптации к тем современным требованиям в вопросах существующей материальной базы сферы социального туризма.
Относительно существующих форм предоставления материальной помощи аудитории, которая непосредственно заинтересована в услугах социального туризма, самая популярная из них – это отпускные чеки, что применяются во время покупки тур продукта. В некоторых европейских странах они получили очень широкое распространение и популярность. Таким образом, во Франции системой отпускных чеков ведает Французская национальная ассоциация отпускных чеков, тогда как в Швейцарии данным вопросом занимается Швейцарская касса путешествий.
По сути, отпускной чек – это своеобразный платежный документ, который обладает высокой степенью защиты от подделок. В готовом виде они являются подобием чековой книжки, а также обладают номинальной стоимостью.
Чтобы система отпускных чеков с успехом функционировала очень важно присутствие и определенное взаимодействие таких субъектов отношений:
1. Присутствие агентства, что уполномочено производить обычные чековые операции: эмиссия, оплата, продажа.
2. Наличие оптовых покупателей данных отпускных чеков – предприятий, организаций профсоюзов.
3. Наличие носителей, а также пользователей чеков: конкретные физические лица.
4. Присутствие предприятий, которые ведут обслуживание по данным отпускным чекам.
Главные действующие принципы функционирования системы отпускных чеков полагают в таком:
1) Конкретное агентство реализует эмиссию чеков на определенную нужную сумму.
2) Их стоимость предварительно оплачивается оптовым покупателем, распределяется среди сотрудников предприятия, параллельно с этим предоставляются скидки (разнообразные).
3) Сотрудник предприятия может рассчитаться за такой чек в рассрочку либо единовременно.
4) Чеки, полученные предприятиями обслуживания (магазины, гостиницы и т.д.), обналичиваются в том агентстве, где производилась эмиссия.
Подобная система дает возможность обеспечить целенаправленный расход средств, понизить налогообложение, а также существенно усовершенствовать систему скидок на предприятиях обслуживания.
В целом, социальный туризм трактуется с точки зрения отдельного сектора туристского рынка, в котором покупателям поступают субсидии из тех средств, что выделяет государство для социальных нужд, либо любых других источников покрытия, с целью формирования условий для отдыха и путешествий молодежи, школьников, пенсионеров, малообеспеченных семей, инвалидов, ветеранов, то есть тех лиц, которым и государственные и общественные организации предоставляют социальную помощь и поддержку.
Важно отметить тот факт, что в самых высокоразвитых странах, например в Германии, США, отсутствует социальный туризм в форме дотируемой государственной сферы.
Так же стоит вспомнить одно положение Гаагской декларации от 1989 года, что провозглашало такую идею: государства не должны и не могут тратить на сферу туризма больше тех средств, которые они хотят от него иметь. Это значит, что главная проблема социального туризма, в то же время самая трудноразрешимая, полагает в том, что необходимо постоянно искать источники финансирования данной сферы, а в случае нахождения таковых – необходимо организовывать систему добросовестного распределения имеющихся финансовых денежных средств среди всех категорий малоимущих лиц, которые обладают по определенным причинам предпочтительное право на получение льгот в нем. Так же можно предполагать, что при в случае отсутствия должных реформ в сфере формирования законодательной базы, правовых норм, кадровых и финансовых документов в сфере социального туризма, такая индустрия вполне способна быть трансформированной в такую себе «кормушку» для недобросовестного населения.
По причине социальных и экономических проблем формирования системы отпускных чеков, а также социального туризма в целом на территории Российской Федерации в ближайшие годы прогнозируется очень проблематичным, аналогично, как и согласование проекта Федерального закона «О социальном туризме», что активно обговаривался во время парламентских слушаний в ГосДуме в период июня 1998 года.

3. Феномен самодеятельного туризма
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» дает обозначение самодеятельному туризму – это «путешествия, в которых использованы активные способы передвижения, сформированные и организованные самостоятельно силами туристов», а также провозглашают самыми важными и приоритетными направлениями в системе государственного регулирования тур деятельности вместе с выездным и внутренним туризмом, развитие и поддержку самодеятельного и социального туризма.
Вплоть до 1990 года понятие самодеятельного туризма понималось с точки зрения общественного движение, что реализовывалось исключительно через разнообразную структуру тур клубов Советов по туризму, экскурсиям, а также Центрального Совета по туризму, экскурсиям ВЦСПС, в системе которого было сформировано Управление самодеятельного туризма, и конечно же, через клубы туристов, тур секции, которые существовали на больших предприятиях, в учебных заведениях и остальных учреждениях.
На период до 1989 года количество подобных клубов достигло в РСФСР порядка 700. При таких клубах существовало около 80 организаций региональных федераций по спортивному туризму. В учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях стало работать порядка 30 тысяч комиссий и секций по туризму на общественных основах. Таким образом, в сферу самодеятельного туризма удалось вовлечь порядка 7 миллионов человек, включительно с участниками тур походов: спортивных, выходного дня, оздоровительных и т.д., кроме того удалось организовать и успешно провести соревнования, слеты, походы для порядка 15 миллионов человек.
В то время, как общее количество участников походов спортивных категорий, что дают право на итоговое присвоение спортивных званий, разрядов по туризму насчитывало - 140 тысяч человек. Такие мероприятия самодеятельного туризма были профинансированы полностью или частично из средств, полученных от советов профсоюзов.
Уже в 1989 году было выделено порядка 6 миллионов рублей на самые главные нужды самодеятельного туризма.
Маршруты и походы самодеятельного туризма формируются самими же туристами либо же создаются рекомендованные схемы и маршруты от туристских клубов.
Чаще всего, такой вид туризма отличается активными способами передвижения. Тогда как туристский маршрут, снаряжение, состав туристкой группы, продуктовое обеспечение, финансирование и способы передвижения – все организуется в самостоятельном порядке, или же при должной поддержке туристских секций, общественных организаций, клубов.
Что подразумевает самодеятельный туризм:
1. По организационным принадлежностям: туристские секции, тур клубы станций юных туристов, спортивные клубы и организации.
2. По степени сложности: некатегорийные и категорийные маршруты.
3. По видам маршрутов: горные, альпинизм, воздушные, пешеходные, водные, велосипедные, комбинированные, лыжные, спелео, мотоциклетные.
4. По форме проведения: походы, слеты, соревнования, прогулки, путешествия, экспедиции.
Важная отличительна черта самодеятельных походов – систематическое проведение мероприятий и четкая организация. Зависимо от возможностей бывают категорийные походы, многодневные некатегорийные походы или походы выходного дня. За подготовку и проведение походов, не зависимо от степени сложности, отвечают «Правила организации, проведения самодеятельных тур походов, путешествий», «Правила проведения туристских и спортивных походов», и конечно же ведомственные инструкции министерства образования и многие другие. В таких документах определяется, какие именно фирмы или организации имеют право проводить путешествия и походы, каким образом укомплектовываются тур группы, зависимо от степени сложности выбранного маршрута, от вида туризма, определяется порядок оформления соответствующих маршрутных документов, в которых четко формулируются требования к руководителям и участникам, расписаны права и обязанности участников и руководителя тур группы.
В обязательном порядке в каждом туристском клубе заводится своя картотека, ее доступно использовать во время выбора туристского маршрута. Параллельно с этим, члены туристской секции обязаны самостоятельно разрабатывать и внедрять свои новые маршруты.
Самая популярная и распространенная форма самодеятельного туризма - походы выходного дня. Данный вид самодельного туризма доступен абсолютно для всех людей, независимо от возраста, они, как правило, привлекают к себе самое большее количество участников.
Тогда как самый простой вид похода – это загородная прогулка. Абсолютно все желающие могут поучаствовать в подобном мероприятии. Кратковременная прогулка не обязывает участников проходить предварительную тренировку, иметь специальное снаряжения, это вполне доступно каждому здоровому человеку.
Самый оптимальный состав для туристкой группы, которая направляется в походы выходного дня – в среднем 4 – 5 человек. Если есть такая необходимость, в процессе подготовки участников к походу, каждая туристская секция обязана позаботиться про полное обеспечении туристов группы снаряжением: спальные мешки, рюкзаки, палатки, котелками, что служат для приготовления пищи на костре и т.п.
Наибольшую популярность в коллективах в различных организациях, учреждениях, предприятиях, а также в учебных заведениям имеют туристские слеты или соревнования. Такие мероприятия служат для привлечения массового количества участников. Успех проведения подобных массовых тур мероприятий полностью зависит от характера и качества организации и подготовки к ним.
Следует начать подготовку к слету еще за пару месяцев до проведения. Создается комиссия по соревнованиям и слетам, которая занимается разработкой проекта и программы Положения о слете либо соревнований, оргкомитет занимается отбором кандидатов. Оргкомитет имеет очень разнообразные полномочия. Главные вопросы, что обязаны быть решенными в ходе подготовительных работ мероприятия оргкомитетом, заключаются в следующем:
1. Создание главного Положения о слете либо соревнованиях.
2. Подготовка пропаганды.
3. Отбор места соревнования, его согласование с лесничеством.
4. Оформление и максимальное оборудование поляны, а также всех мест общего использования.
5. Подготовка и организация функционирования буфета.
6. Подготовка радиофикации, а также информации на поляне.
7. Организация непосредственных мест проведения слета или соревнований.
8. Обеспечение медицинского обслуживания участников.
9. Подготовка сценария открытия/закрытия мероприятия.
10. Подготовка программ соревнований или слетов, а также конкурсов, их проведение.
11. Комплектование судейской коллегии, а также конкурсных комиссий.
12. Подготовка и проведение досуговых мероприятий.
13. Организация и присуждение наград.
14. Подведение итогов мероприятия.
Если оценить все вышеизложенное, можно сказать, что самостоятельный туризм – являет собой специфический вид любительской, тур общественной деятельности, которая реализуется на добровольной и самодеятельной основе, в основной части проведения и организации путешествия не участвуют организаторы туризма – тур операторы либо тур агенства. И потому результат проведения подобных массовых тур мероприятий – конкурсов, слетов, вечеров туристов, соревнований – в большей мере определяется качеством организации и подготовки мероприятия, а также компетентностью организаторов туризма.

Выводы
В наше время существую различные классификации в сфере туризма. Мы рассмотрели только некоторую часть данной обширной индустрии. Однако даже здесь удалось уследить такую тенденцию - каждый вид туризма имеет свои индивидуальные особенности и характеристики, что существенно отличает от остальных. Кроме того, важно отметить, что для каждого вида туризма существенна предварительная тщательна подготовительная работа, планирование, организация и разработка. Необходимо учитывать интересы, потребности, а также особенности каждого участника туристического путешествия. К тому же, спрос на туризм и путешествия определяется как рыночными механизмами регулирования: спросом на экскурсионные, туристические и остальные услуги, распределение и предложение данных услуг, так и экзогенными факторами, то есть теми особенностями, которые не имеют непосредственной связи с путешествиями и туризмом, однако не смотря на это они оказывают глобальное влияние на форму и степень спроса на тур деятельность. К экзогенным факторам можно отнести: развитие торговли, социальные, демографические изменения, правовые и экономические реформы, повышение безопасности путешествий, информационные технологии и развитие транспортной инфраструктуры.
Важно отметить, что далеко не все особенности туристов могут обуславливать наличие определенного вида туризма. Однако, с другой стороны благодаря учету подобных особенностей, вероятно, удастся обнаружить новые подвиды туризма.