А спустя эпоху, когда в еще молодой Европе изобрели первый в мире печатный станок, только была издана перовая книга, а эта была Библия, сразу же вслед за ней издали «Канон врачебной науки» Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина в пяти томах. На то время данный труд считался одним из лучших энциклопедических медицинских справочников, которые используются в фармакологии и в наше время. Это, был существенный прорыв в науке и медицине. 

1. Биография.
Будущий ученый родился в предместье Бухары в маленьком селе под названием Афшана в сентябре 960 года. Его родители относились к населению Средней Азии говорившей на фарси –дари, спустя несколько лет он будет изучать арабский язык и поражать всех своими знаниями, особенно в написании стихов.

Из воспоминаний Али Хусейна можно заметить, что его отец был не простым человеком, в Бухару он приехал из Балаха в год правления саманида Нух ибн Масура, и сразу же получил место в диване, где управлял центром одного из центральных районов города Хаймансаром, звали его Абдаллах. Через некоторое время взял себе в жены девушку по имени Сита, что означает звезда, из небольшого поселка Афшаны который находился недалеко от города. 

Спустя некоторое время у Абдуллаха и Ситары родился сын, которому выбрали имя Хусейн, но так как в благородных семьях было принято давать кунью (почетное прозвище) то решили назвать Абу Али что бы в будущем внуку можно было дать имя Али, которое очень им нравилось. Как же тогда ошибался Абдуллах думая, что у него будет внук, а у Хусейна будет сын и семь, тогда он не знал, что его первенец будет скитаться вместе по миру с караванами в поисках новых знаний и великих открытий переходя из города в город, от правителя к правителю. Но через некоторое время Ситара родила ему второго сына, который прожил ничем неприметную, спокойную жизнь. 

Как и все маленькие дети Хусейн был очень любознательным ребенком, его любимая фраза была «почему», он постоянно приставал с расспросами ко всем, кто готов был ему ответить. Когда пришло время идти в школу, Абдуллах с семьей переехали в Бухару, где он пошёл в местную мусульманскую школу где, читали Суры из Корана на арабском языке. Здесь он так же стал задавать множество вопрос, но учитель только отвечал, что надо учить Коран, там есть ответы на все вопросы, которые так интересовали маленького мальчика. 

Кроме Корана в школе, так, же преподавали грамматику и стилистику, а так как уроки велись на арабском языке, который большинство малышей знало очень плохо, то уроки арабского были как нельзя кстати. Однажды маленький Хусейн очень удивил и обидел своего учителя сказав, что выучил весь Коран, но у него все еще остаются вопросы. После этих слов брови учителя поползли наверх, он очень удивился так как сам еще не до конца выучил его, оказалось, что Коран учат и анализирую всю свою жизнь и то что он его просто прочел еще не дает ему права так говорить. На что юный Хусейн ответил – «Значит я хафиз», и на экзамене заставил учителя удивится еще больше, рассказав все суры Корана. После экзамена учитель подошол к нему и сказал, что он научил его всему что знал сам и ему больше не стоит посещать маетаб. Так Хусейн стал взрослым, но он еще долго будет вспоминать своего первого учителя. И, что, бы получить ответ на свой очередной вопрос он по-прежнему будет читать священный Коран. 

Так Хусейн проучился все десять лет и в 990 году заканчивает свое начальное образование. Ему десять лет, он цитирует Коран и запоминает любую информацию, - ибн-Син становится шейхом. Он пишет замечательные стихи, на арабском, чем удивляет окружающих его людей.

Так как его отец был человеком состоятельным с определенными знаниями и положением в обществе, десятилетний юноша получил хорошее образование. От разных учителей Хусейн узнавал тайны астрономии, и географии, он изучал, физику, химию, познавал философию и логику. Отец нанимал лучших учителей, и тратил колоссальные средства на его духовное развитие. 

Кроме всего прочего отец Ибн-Сины был приближен к Исмаилитам (противники ортодоксального ислама), которые критиковали коран, но юноше были очень интересны их проповеди и виденье мира, тем более что первый учитель философии и математики Лбу Абдаллах ан-Натили был исмаитом. Хусейн не разделял их отношение к Корану, но это не мешало ему дни напролет разговаривать со своим учителем, которого очень уважал и любил. Тем более, что в те далекие времена исмаиты не так преследовались правительство, как в будущем. Ибн-Син еще не знал, что его ждет впереди, он жил вопросами, которыми засыпал всех вокруг.

Как уже говорилось ранее ибн-Сит был очень любознательным и умным не погодам, в скором времени он догнал своего учителя, однажды он сделал анализ определения, да так, что очень изумил своего учителя. После этого случая Лбу Абдаллах ан-Натили настоятельно советовал родителям не забивать голову юноши ничем кроме наук. Дошло даже до того что удивленный учитель отказался его учить, в тот день он сказал, - «Читай теоремы сам, а потом перескажешь все мне». В то время Хусейн понял, что может многое понять и решить, самостоятельно не прибегая к помощи педагога. 

На двенадцатом году жизни ибн-Сина начал изучать медицину, которая полностью захватила его разум, обучал его известнейший в те времена медик Абу-л-Мансура Камари, автор множества медицинских трактатов. И конечно же Ибн-Син опять удивил и несколько озадачил своего наставника, так как начал изучать медицину самостоятельно и уже через некоторое время стал очень искусен и в это области, да настолько, что его приглашают во дворец лечить самого эмира Бухары – Нуха ибн-Мансура. О чем он ниприменул написать в своей автобиографии, из нее достоменно известно, что среди врачей, наблюдавших эмира, был ибн-Син. 

Так же неизвестно, чем болел, и как именно лечил ибн-Син, но лечение помогло, и эмир в скором времени стал поправляться, и он правил еще около года. В награду за свое спасение Нуха ибн-Мансура позволил ибн-Сину работать в знаменитой библиотеке Саманидов, которая была закрыта для общего доступа. Именно благодаря рукописям и книгам, которые хранились здесь, ибн-Син достиг небывалых высот, и кто знает, возможно именно среди древних знаний ему пришла в голову мысль написать знаменитый трактат «Канон врачебной науки». 

Шел 999год в этот и так непростой для ибн-Сины год, умирает отец, а так как Абдаллах ибн Хасан принадлежал к исмаилитам, к нему относятся с большим подозрением и опасением, не смотря на все его заслуги перед властями, ему угрожают, за ним охотятся и в один прекрасный день он понимает, что может лишится жизни. В это сложный период он принимает важное для себя решение, которое в последствии принесет ему как радость, так и разочарование, он решает покинуть родной Бухарест и перебраться в столицу Хорезма, Гургандж.

За свою жизнь ибн-Син не раз еще будет кочевать, меняя не только города, но и правителей, он побывает в таких городах как Абиверда, Туса, Рея, посетит – Хамадану, Исфагану и Нишапуру. Он познает горе, нищету и богатство, буде скитаться с кочевниками и быть приближенным к высшим слоям общества, его не раз будут грабить и жизнь не раз будет висеть на волоске, но никогда он не будет забывать о своем научном труде, и напишет множество книг, по философии, и медицине. Он не раз будет вспоминать слова своего первого школьного учителя начальных классов «Все ответы ищи в Коране, именно поэтому, не раз и не два будет перечитывать Коран, ища ответы на волнующие его вопросы.

Как гласит народная мудрость «книги –кладезь знаний и мудрости». Множество будет разграблено и сожжено невеждами и фанатиками слепо идущих в своей темноте и упивающихся своим невежеством. Но наследие, в 20ть томов философской энциклопедии «Ал-Инсаф» и медицинский трактат в 5ти томах «Канон врачебной науки», поставил ибн-Сина в ряд великих ученых внесших свой вклад в развитие науки.

2. «Канон врачебной науки».
Данный знаменитый труд ибн-Сина, относится скорее к энциклопедии, чем к просто к изданию, и вмещает в себя все о болезнях человека, и начиная с двенадцатого века был переведен с арабского на латынь. Труд насчитывает 200 листов и после изобретения печатного станка был издан одним из первых, предположительно в 1473 году, а по арабскому календарю в 1543.

Можно отметить, что данный тракт был написан на основе труда «Всеобъемлющая книга» автором которой был руководитель одного из госпиталей Багдада Али ибн-Аббаса. Труд насчитывал 30ть томов, и имел ряд недостатков, одним из которых были домыслы автора, а не факты. Содержание книг хоть и было хорошо систематизированным, но в тоже время имела размытые очертания, и сложное изложение материала, поэтому пользоваться трудом мог только хорошо подготовленный специалист. К сожалению, точно не известно, когда был закончен «Канон врачебной науки», но специалисты, которые занимаются изучением данного вопроса все больше склоняются к 1020 году.

3. Описание.
Как говорилось ранее труд «Канон врачебной науки» содержит 5 томов.
Первый том в основном состоит из теории и имеет 4 параграфа, каждый из который вводит читателя в мир медицины. Общие понятия, болезни, профилактика, лечение заболеваний, - вот составляющая 4 параграфов.

Второй передает знания ибн-Сины о 811 лекарствах растительного, животного, минерального происхождения. Данные лекарства, составленные по алфавиту и подробно описаны (применение, правила сбора, хранение). Лекарства, которые здесь описываются считаются достаточно простыми, но как говорится «Все гениальное просто», поэтому именно они имеют очень интересные показатели при лечении разных болезней и способствуют быстрому выздоровлению больного.

Третьем том считается основным, именно поэтому он самый толстый. Книга имеет подробный анатомический атлас человека, схемы, подробные описание и рисунки, в нем так, же присутствуют описания патологии отдельных болезней различной этиологии.

Четвертый том полностью посвящен хирургии – переломы, вывихи, так же описывается симптомы и лечение лихорадки, опухоли, и инфекционных заболеваний.

Пятый том считается самым опасным, так как там описывается наука о ядах и противоядиях. Так как во времена ибн-Сина ядами не только травили неугодных, но и лечили. В книге описываются всевозможные яды, состав, условия хранения. Так же подробно описывается противоядие.

4. Итог.
«Канон врачебной науки», это уникальны трактат, который очень часто используется в фармакологии и как учебное пособие, который включает в себя все основные ступени в медицине. Написанный доступным языком, он является настольной книга врачей и студентов медиков. 

Великий ученый ибн-Сина умер в 1037 году 24 июня, прожив долгую, яркую жизнь, наполненную тайнами и научными изысканиями. Он внес неоспоримый вклад развитие медицины, филосовских учений и научных открытий. Оставив свои труды в наследие потомкам, о его непростой полной приключениях жизни можно прочитать в автобиографии. Он не познал радости супружеской жизни, не познал отцовства, но он увидел мир и попытался его понять.

Похоронен гений в любимом Хамаране у городской стены, но уже спустя восемь месяцев был перенесен и захоронен в мавзолее Ала ал-Даула, что находится в Исфахале.

Используемая литература : 
Ю.Н. Завадовский : “Абу Али Ибн-Сина” ; 
В.М. Воскобойников : “Великий врачеватель” ; 
Б.Д. Петров : “Ибн-Сина ( Авиценна ) ; 
В.А. Смирнова-Ракитина : “Повесть об Авиценне” ; 
А.А. Семенов : “Абу Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .